О создании картины
Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин и на Нюрнбергский процесс. Для Кукрыниксов была всегда чрезвычайно важна натура, те сильные и острые жизненные впечатления, которые вдохновляли их. В конце мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Они побывали в Карлсхорсте, в зале где состоялась церемония, спускались и в подземелье Рейхсканцелярии.
Находясь в командировке Кукрыниксы неустанно рисуют, делают этюды, обсуждают варианты образного решения картины. Художники с удовольствием общаются с солдатами и офицерами Красной Армии – героями боев, слушают их рассказы. При встрече с Г.К.Жуковым, художники попросили его позировать для картины. Жуков назначил встречу, и в назначенное время все трое пришли к нему со своими папками и сделали наброски. Только через год сам Жуков приехал к ним в мастерскую, посмотреть что получилось, и остался очень доволен результатом.
Также художники внимательно всматриваются в лица побежденного народа, пытаются понять их эмоции.
Берлинские впечатления послужили основой для сюжетов картин «Подписание Акта о капитуляции Германии» и «Конец». Вернувшись в Москву Кукрыниксы приступают к работе. В процессе создания картины художники продолжали углублять собственные наблюдения, они встречались с участниками, уточняли подробности, изучали кинохронику. Документальные фотографии помогали правдиво передать обстановку и расположение участников в зале. Так, постепенно, складывались первые черновые эскизы картины
«Подписание Акта о капитуляции Германии» - картина торжественно-зрелищного, монументального характера. Размеры её впечатляют – 220 см. в высоту и 310 см. в длину! Более одиннадцати месяцев писали художники это многофигурное полотно. Работа над произведением была закончена авторами в 1946 году. Широко используя натурные этюды и портретные зарисовки, Кукрыниксы запечатлели на полотне 16 персонажей участников процесса, каждый из которых реальный человек с интереснейшей судьбой. Художники создали композицию по воображению, но смогли соблюсти при этом документальную точность. Историческое полотно наполнено особенным эмоциональным состоянием – торжественным и драматичным. Кукрыниксы в полном соответствии с исторической правдой раскрыли момент ухода поверженного фашизма с арены истории.
С 1951 года картина «Подписание Акта о капитуляции Германии» находится в собрании Челябинского музея искусств. Вот уже 68 лет это произведение главный участник выставок и экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне.