Художественно-образное решение произведения

    Категория: 

    В композиционном решении, в расстановке акцентов проявилось умение Кукрыниксов сосредоточить внимание на главном, на основной идее произведения. Они выбрали именно ту т, сюжет, который мог показать зрителю торжество победителей.

    Председатель Верховного Главнокомандования Советских вооруженных сил маршал Г.К. Жуков открыл заседание в присутствии членов союзного командования А.Теддера (Великобритания), К.Спаатса (США), и Д. де Тассиньи(Франция) и предложил немецкому фельдмаршалу В.Кейтелю подписать акт о безоговорочной капитуляции Германии.

    Художники изображают тот момент, когда немецкая делегация подходит к столу. Жуков и присутствующие сдержанно и с достоинством смотрят на поверженного врага. Действие картины не ограничено рамками, оно словно выходит за её пределы, и зритель будто сам становится активным участником происходящего. Эмоциональная характеристика картины в диалоге зрителя и действующих лиц.

    Кукрыниксы хорошо понимали выразительную роль обстановки и постарались точно передать интерьер – стол с зелёным сукном, находящиеся на нём предметы, флаги на стенах. Однако эти детали, при всей своей документальности, соподчинены друг другу и помогают раскрытию замысла картины.

    Главное в раскрытии темы художники нашли в характеристике двух главных персонажей: Жуков и Кейтель.  Они расположены друг против друга и это сопоставление сообщает их образам дополнительную выразительность. Кукрыниксы сосредотачивают внимание зрителя на лицах, взглядах, жестах. Рука Жукова решительно сжата в кулак, передавая представление о  силе чувств, которые владели маршалом в тот ответственный момент. Фигура Жукова, данная по пояс, подчеркнута живописно и композиционно, а точка зрения несколько снизу, сообщает образу маршала особую монументальность.

    Маршал величаво стоит, голова его гордо поднята, его фигура устойчива в сравнении с Кейтелем, чья поза выдает неустойчивость. Безучастный взгляд немецкого фельдмаршала и весь его облик раскрывают сломленность побеждённого.

     В картине  преобладает графический принцип – главная роль отведена рисунку, ведь Кукрыниксы больше графики,  чем живописцы. Однако  в характеристике образов и живописи принадлежит большая роль. Цвет в картине служит не только средством живописно-пластической передачи характеристики  формы. Он расставляет основные красочные акценты. Цветовая гамма сгармонирована и строится на сочетании зеленоватых, серых, коричневых тонов стен, стола, одежды персонажей. Яркими, звучными красками оживляют картину знамёна,  они удачно перекликаются с обивкой кресел и  красным цветом погон. Колористическая насыщенность картины хорошо передаёт эмоциональное состояние героев.

    Активное начало принадлежит и свету. Он падает справа, освещая фигуры присутствующих в левой части картины. Свет несёт и идейную нагрузку – выделяя лица победителей и погружая в тень Кейтеля и его окружение. Такие приёмы позволяют зрителю быстро считывать самое существенное в образах, не упуская из виду при этом основную композицию.