Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье Рейхсканцелярии
1947-1948
Холст, масло; 200х251
Государственный Русский музей
Картина «Конец» — одна из самых известных в творчестве Кукрыниксов, созданная под впечатлением о посещении Берлина.
Перед зрителем - подземный бункер Гитлера, действующие лица - фюрер и его приспешники. Гитлер изображен в тот момент, когда, гонимый страхом, он появляется, как привидение, на пороге убежища. Где-то вверху вовсю громыхает советская артиллерия. Надвигается заслуженное возмездие.
В этой работе художники продемонстрировали умение продумывать и развивать литературный сценарий произведения. Кукрыниксы воссоздали в своей мастерской подобие гитлеровской приемной, которая должна была стать местом действия будущей картины. Желающих позировать для таких персонажей не нашлось, и авторам самим пришлось входить в роли действующих лиц, одеваться в мундиры, накладывать грим, искать выразительные позы и жесты. В поисках наиболее удачного решения передачи светотени в композиции, художники вылепили фигурки из пластилина и пользовались ими как моделями.